Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди”
Рассрочка такая рассрочка
Задумали мы немного сэкономить. Вопреки этому решению, взяли кредит, под 12%. Большой кредит(. Один из этапов ремонта состоял из мебели. Выбирали-выбирали мы магазин, выбрали. А чтобы все-таки немного сэкономить, решили воспользоваться «рассрочкой». Поясню нашу тривиальную идею — в чем тут экономия. Дело в том, что никаких рассрочек нет, по факту это кредит. Но не спешите ругаться на банки и хитрых продавцов (повод ещё будет, не переключайтесь). То что называется рассрочкой, является кредитом в банке, но проценты за вас платит продавец. То есть договор кредитный, но продавец берет проценты на себя. Поэтому сумма в кредитном договоре ниже той, что вы должны продавцу. Для понятности, товар стоит 100 рублей и вы решили всех обмануть. Оформляете «рассрочку», вносите первый взнос (от 10 до 60% обычно), возьмём для примера 50%. Платите 50% продавцу, а в договоре с банком фигурирует уже сумма в 43%. Если взять график платежей, умножить количество выплат на сумму выплат, то получатся те самые 50% от суммы товара. Куда делись остальные 7%? Как раз их и платит за вас продавец. То есть, фактически, «рассрочка» и является рассрочкой. Пока все честно. И это действительно выгодно для покупателей, особенно когда речь идёт не про мелкий кредит на телефон, а, например, про автомобиль за несколько миллионов или кухню или, как в нашем случае — комплект мебели. Итак, как же сэкономить? Очень просто — нужно погасить эту «рассрочку» досрочно. В этом случае деньги за проценты (которые перечислил банку продавец) и будут составлять вашу экономию. В итоге, вместо 100% от стоимости товары вы заплатите 93%.
Как все было
А теперь про нюансы и российские банки. Все начинается с анкеты, которую необходимо заполнить для того чтобы вам одобрили «рассрочку». Обычно ее быстро проверяют и в течение 10 .. 15 минут вам озвучивают решение, как правило, оно положительное. Дальше нужно быть очень внимательным и все проверять с калькулятором. Вот мой недавний диалог после того как мне одобрили «рассрочку» (б — банк), сумма товара пусть будет 200 тысяч, из которых первоначальный взнос равен 50% то есть 100 тысяч рублей. Диалог:
(б) поздравляю, вам одобрили кредит! Вам нужно подъехать в отделение либо в магазин для оформления договора. Документов никаких не нужно, при себе обязательно иметь только паспорт. Когда готовы подъехать? Предложение ограничено по времени, действует три дня [начинает нагнетать и шантажировать временем]
(я) прекрасно. Озвучьте, пожалуйста, условия [ я же не лох на все соглашаться не глядя, подозреваю если бы сразу согласился, страховка банка была бы еще выше ]
(б) ежемесячный платеж составляет 10 тысяч рублей, на 11 месяцев
(я) подождите, если умножить 10 тысяч на 11 получится 110, а должно быть 100. Откуда лишние 10?!
(б) это банковская страховка, все нормально
(я) в смысле — нормально? Для банка может и нормально, для меня — нет. Страховка банковская, путь он за себя и платит, я тут при чем?
(б) не хотите платить страховку?
(я) нет, конечно [ не, они что, издеваются, задавая такие вопросы? ]
(б) тогда скорректируем предложение, получается [пропущу вычисления]…сумма платежа 100 700 рублей
(я) откуда 700 рублей?
(б) СМС информирование, от него нельзя отказаться по телефону, надо писать заявление в отделении банка и его отключат, со второго месяца [с драной овцы … (с) ]
(я) уговорили
В итоге любой банк пытается развести хоть на что-то. Ну откуда такие цены на СМС информирование?! Эти СМС что, золотые что-ли для банка? Сумма то не большая, но если у банка несколько миллионов клиентов, то с каждого по 70 рублей будет приличная сумма в месяц. Думаю большая часть клиентов просто полениться съездить в банк и отменить эту навязанную услугу. А у многих, кто живет в регионе, дорога будет стоить дольше. На это и расчет и это бесит. Но если почитать в Интернетах, например на
banki.ru, то можно все-таки, отключить эту услугу удаленно, сообщив на этом самом сайте (банки.ру) номер договора и описав весь беспредел. Вдумайтесь! Услугу можно отключить через внешний сайт, написав кляузу! Этот сайт мониторят вполне официальные сотрудники банка, отвечают на жалобы (первые 2 страницы — негатив про СМС, навязанную страховку и непрофессионализм сотрудников банка, дальше не читал). Поэтому стоит заранее спросить у продавца — с какими банками он сотрудничает и заранее выбрать наименьшее из зол. Стоит отдать предпочтение банку, у которого более развита сеть отделений в вашем городе. Следующий момент, если вы решились погасить кредит раньше срока, лучше заранее узнать у банка, как это можно сделать.
Мой скромный опыт
На своем небольшом опыте могу прокомментировать следующие банки:
Сбер — тут все понятно, отделений много, сервис достойный. Но выпаривают страховки только в путь. Баз калькулятора к ним ходить нельзя. С погашением проблем не возникает, не смотря на огромные очереди, процессы отлажены и работают. Банкоматов с функцией внесения наличных много, но на них и большой спрос, особенно по вечерам. За раз можно положить несколько десятком банкнот, считают достаточно быстро
МКБ. Банк поменьше, с погашением проблем нет, отделений достаточно, иногда косячат, но не сильно. Очереди в отделения есть, но терпимо. Банкоматы работают, можно вносить через кассу но тоже есть нюансы — если гасить кредит прямо через кассу, то комиссия. Извольте. Но если вносить на свой счет, то безвозмездно. Ну идиотизм же… и явно с расчетом отжать денег у клиентов — неприятно.
Альфа. Достаточно технологичный банк, я бы сказал даже слишком. Но сделано все… для хипстеров, что-ли. То есть технологии ради технологий. Что удобно, когда звонишь тебе не задают 100500 вопросов, в банке удобная CRM система, определяет клиентов по телефону, обращаются по имени-отчеству, подкупает. А вот поддержка не очень. Пытался узнать через чат (в клиент-банке) вопрос про кредит (связан с досрочным погашением) — путались в понятиях, отвечали не впопад и не то что спрашивали, а то на что знали ответ и очень не скоро. В отделениях большие очереди, к сожалению. Но очень удобные банкоматы с функцией внесения платежа — можно до 30 или 50 купюр класть и сразу. Еще можно в банкомате внести картой другого банка, предварительно узнав у этого другого банка про комиссию за снятие наличных в Альфе.
Ну и герой рассказа — Русфинанс банк
Русфинанс Банк. Бл@ть (извините!). Целых 6 (шесть) терминалов и 1 (одно) отделение в городе-герое Москва. Для сравнения, у остальных из небольшого списка выше, минимум раз в 10 больше. Сайт:
Как вам? Это какой-то позор (с). Я считаю. Если бы был выбор, то одного этого факта хватило бы, чтобы отказаться. Где-то давно прочитал, что если в названии организации есть слова «Рус» или «Россия» или «Гос» то не стоит связываться. Но нет, к сожалению, пришлось. В итоге, оформил «рассрочку» в этом банке (отказавшись от страховки), в этот же день пришло СМС с паролем от клиент-банка. Хорошо, подумал я, надо позвонить в горячую линию и узнать сумму досрочного погашения. Я ж опытный, сто раз так делал. Звоню в круглосуточную поддержку. Мне радостным голосом говорят: если вас интересует информацию за кредиты, то вы ошиблись, звоните с 6 утра до 21 вечера. С наступающим Вас Новым Годом! Ну ладно, подумал я, завтра позвоню. Звоню утром — представился, спросили паспорт и дату рождения, но найти не смогли, посоветовали позвонить через день… Хм, подумал я… Звоню в этот же день, после обеда. Представился, оператор меня «нашла» в базе, сказала мне сумму полного погашения на сегодняшнее число и предупредила — если в их отделении гасить, то только наличными и средства придут в этот же день на счет, а если через банков-партнеров, то в течение 3 рабочих дней. Проценты за кредит, конечно, начисляются ежедневно. Выбрал первый вариант, логично же что так надежнее. Банков-партнеров мне только не хватало… Пришел в отделение, встал в очередь. Первое что я узнал и очень огорчился — в банке не существует кассы. То есть погашение только через банкоматы, к которым, ну конечно, очередь человек в 5. Ну ладно, подумал я, постоим. Постоял… Из 4 банкоматов рабочим оказался … ОДИН. Один, бл#ть! Еще один был полу-рабочим — не выдавал чеки, но можно было сфотографировать код подтверждения транзакции. Следующий недостаток меня выбил из колеи — можно гасить суммой не больше 15 тысяч рублей… Жесть, подумал я, сосчитав количество подходов которые мне нужно сделать сегодня чтобы все погасить и оглянувшись на 3х неудачников за мной — им придется ждать, ведь банкомат то один. Отчаянных клиентов, кто желал доверить свои кровные автомату без чеков набралось не много — один). Девушка заплатила несколько тысяч, софтографировала код подтверждения на iPhone XR (возможно, он и был предметом кредита, но не узнавал) и убежала. Остальные упорно ждали. Итак, очередь дошла до меня, я честно всех предупредил, что ждать долго… Итак, для того чтобы внести наличные нужно было вбить (именно вбить, так как сенсорный экран был крайне отвратного качества и часто цифры не пропечатывались) 12 цифр счета. Два раза. С третьего захода я его выучил наизусть). После 5 круга мне стало стыдно перед остальными и я перешел к банкомату без чеков. В итоге потратил больше часа на простую операцию, но это еще не все. Вышел из банка, решил позвонить на «горячую» линию, чтобы убедиться, что деньги они увидели. Первая девушка-оператор не смогла меня идентифицировать и посоветовала перезвонить через ПЯТЬ рабочих дней, собираясь класть трубку. Я еле успел ее перхватить, рассказал что ее коллега меня нашла и даже сказала мне сумму досрочного погашения (у них там что, базы что-ли разные?!!). Меня перевели на другого сотрудника, который мне сказал, что деньги они увидят только завтра. После приключений с банкоматами и первым оператором я был «слегка» на взводе и попросил ее посмотреть повнимательнее, сдерживая мат. Но она была непоколебима, сказала чтоб я звонил завтра. Я рассказал почти без мата, что я думаю про их банк и ее коллег, которые выдают противоречивую информацию, узнал ее фамилию и имя, уточнил что она завтра работает и попрощался.
Юлия З., если вы это читаете — зачет Вам за стойкость и извините за проскакивающий иногда мат))).
Но и в этот раз этот чудный банк меня не оставил в покое. Когда я был на пол-пути домой мне перезванивает эта самая девушка и задает странный вопрос — какую сумму я внес через банкомат? Я ответил — конечно ту, что мне сказала ее коллега днем. Тут она меня огорчила, что не хватает 30 рублей для погашения. Тридцати рублей!!!11 бл#ть! И если я хочу погасить кредит завтра, то мне надо сегодня внести 30 рублей… Что делать, ругаться уже бесполезно, поблагодарил ее за сознательность и поехал снова в отделение. внес 100 рублей с мыслью «подавитесь, суки!», сфотографировал подтверждение транзакции (не стоять же снова в очереди за работающим банкоматом!) и поехал домой. На следующий день позвонил на «горячую линию»:
-хотел бы узнать что с моим кредитом
-кредит погашен, все в порядке. У вас даже переаплата… 154 рубля (!!!)
-переплата, говорите… [промолчал, хотелось выругаться]. Хорошо, сегодня могу подъехать в отделение и забрать справку о погашении?
-подъехать можете, оставьте заявку, оплатите 100 рублей и через 2-3 рабочих дня можно забрать справку
-а сразу нельзя выдать справку? Может я могу подать заявления через личный кабинет, оплатить там же и приехать забрать, когда справка будет готова?
-нет, так нельзя, надо ехать для подачи заявления [ну вы же понимаете, мы не можем не унижать своих клиентов, мы же Банк!]. В личном кабинете можете заказать справку с факсимиле [в принципе, если знаете Photoshop, можете сами себе эту справку сделать, я читала в Интернете…]
-не, мне бы с настоящей печатью
-тогда для вас есть еще один вариант, с Почтой России! Вы в каком городе?
-какой вариант? Я в Москве
-можете сформировать заявку прямо сейчас, с вашего счета спишут 100 рублей и мы отправим вам оригинал справки почтой
-отлично. Сколько будет идти?
-3 недели… Это же Почта России
-ну что делать… Заказываем
-готово, ждите
Как-то так.
Банк клиент
Еще несколько слов про личный кабинет этого банка. Зацените (снимок экрана сделан 26 декабря, обратите внимание на даты в красных прямоугольниках):
Функциональность у этого личного кабинета соответствующая. Русфинанс банк, такой банк.
Выводы
Не связывайтесь с кредитами ни в каком их виде, нервы будут целее). Но я понимаю, что совет из моей любимой серии «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Как избежать все острые углы при кредите? Да никак, нет такого решения, к сожалению. Совет из серии «читайте отзывы в Интернете», на том же banki.ru не проходит, так как после прочтения вообще ни в какой банк идти не захочется. А деньги то нужны (с). Надеюсь, что кому-нибудь эта история пригодиться.